Создание и возможности экранолетов

Экранолёт

Эффект образования подъемной силы мощными воздушными потоками всегда интересовал ученых и инженеров. Особенно в Советском Союзе подобные технологии имели широкое распространение. «Ракета», «Комета» — судна на подводных крыльях, построенные по технологии схожей с эффектом экраноплана и распространённые в массовом порядке на речных маршрутах СССР. Но кроме этих судов существовали другие, в том числе боевые машины, которые до недавнего времени не заслуженно были забыты.

Первые опытные суда для изучения эффекта ниспадающих струй воздушного потока опробовали еще в конце 30-х годов прошлого века инженером В. Левковым. Однако, вскоре начавшая война уничтожила те немногие образцы. После войны, в 50-х годах под впечатлением зарубежных успехов начато широкомасштабное строительство вышеназванных судов и изучение судов на воздушной подушке — экранолетов. Последние особенно интересовали гражданских и военных инженеров. При высокой грузоподъемности у экранопланов скорость самолетов составляет более 400 км/час. Для примера, скоростные катера развивают скорость не более 50 км/час. Кроме того, экранопланы могут барражировать над водой, землей, льдом, совершая посадку на водную поверхность.

Однако ряд причин привело к тому, что кроме таких машин как «Лунь» — истребитель авианосцев, «Орленок» — конструктора Р. Е. Алексеева и ВВА-14 «Змей Горыныч» — конструктора Роберта Бартини, дело дальше не пошло. Хотя перспективы были впечатляющие. Например, тот же «Змей Горыныч» мог бы взлетать, садиться вертикально с земли, летать над любой поверхностью.

Но перспективам помешала косность советских бюрократов. Раз экраноплан не самолет и не корабль, то Министерства авиации и морского транспорта пытались взвалить ответственную работу по конструированию подобных машин друг на друга. Кроме того, сказался недостаток технологий тех лет.

Последние боевые действия в Сирии показали, что без таких судов современная армия обойтись не может. Ведь экранолёт летает низко над поверхностью, значит радары ПВО ему не страшны. Он способен нести как различные грузы, десант с транспортом, так и вооружаться баллистическими ракетами. Недавно Министерство Обороны заявило о создании нового боевого корабля — самолета «Орлан», строительство которого займет около десяти лет. Будет ли он потомком предыдущих разработок или явит собой нечто совершенно оригинальное, покажет время.

4/5 - (3 голоса)

Добавить комментарий